"Определение квадратного
уравнения. Неполные квадратные уравнения"
Цели урока.
1) Обучающая:
-
учащиеся умеют определять по внешнему виду
уравнения, является ли оно квадратным или нет;
-
умеют определять значения коэффициентов a, b и c;
-
умеют отличать полные квадратные уравнения
от неполных;
-
умеют определять вид неполного квадратного
уравнения;
-
умеют решать неполные квадратные уравнения
первого вида;
2) Развивающая:
-
учащиеся умеют мыслить логически;
-
умеют выделять общее и находить различия;
-
умеют ставить цели урока и определять
достигнуты ли они;
3) Воспитывающая:
-
учащиеся владеют математическим языком;
-
умеют проводить взаимоконтроль и самоконтроль;
-
умеют работать в группах, развивая
взаимовыручку, умение выслушивать мнения товарищей, отстаивать свою точку
зрения.
1.
Целеполагание, мотивация.
На доске написана тема урока.
- Здравствуйте, садитесь. Запишите в своих
тетрадочках число и тему сегодняшнего урока.
-
Зная
тему урока, давайте определим, что нам нужно будет сделать сегодня на уроке.
Раз в теме написано "определение квадратного уравнения", значит в
первую очередь, что вам предстоит сделать? (Выучить
определение) (Запись на доске: «1) выучить»)
-
В
толпе незнакомых людей Максим сможет отыскать Мишу? (Да). Так если вы выучите определение квадратного уравнения, то
какую пользу извлечёте из этого? (Сможем их находить среди других) (Запись на доске:
«2) узнавать»)
-
Если
написано "неполные квадратные уравнения", значит… (Есть и полные).
-
А раз
есть те и другие, то чему вы должны научиться? (Отличать их друг от друга) (Запись на доске: «3) различать»).
-
А что
мы вообще делаем с уравнениями? (Решаем).
-
Значит,
чему ещё вы должны научиться сегодня? (Решать
квадратные уравнения) (Запись на доске: «4) решать»)
-
Итак,
перед вами сегодня на уроке стоят следующие цели: 1) выучить определение
квадратного уравнения, 2) научиться определять по виду уравнения является ли
оно квадратным или нет, т.е. узнавать, 3) научиться определять вид квадратного
уравнения - полное оно или неполное, т.е. различать, 4) научиться решать неполные
квадратные уравнения.
-
Значение
квадратного уравнения в науке трудно переоценить. Умение решать его не раз
выручит вас не только на алгебре или геометрии, но и на уроках физики, химии и
даже информатики.
2. Актуализация знаний и умений.
Проверка домашнего задания: решить, если
возможно, уравнения:
1. y2+80=81,
у2=81-80,
у2=1,
у=±1.
2. z+4=47,
z=47-4,
z=43, z-43=0,
a=1, b= -43, линейное
3.
(2х-3)2-2х(4+2х)=-31,
4x2-12x+9-8x-4x2=-31,
-20x=-31-9,
-20x=-40, -20x+40=0, a= -20, b=40, линейное
x=2.
4. 2x2+3х+1=0, ?
5. 3(5t-4)-8t=4t+9,
15t-12-8t-4t=9,
3t=9+12,
3t=21,
3t-21=0, a=3, b= -21, линейное
t=7.
6. 12s-4s2=0,
4s(3-s)=0,
4s=0 или 3-s=0,
s=0, s=3.
7. (y-6)2=25,
y-6=5 или y-6=-5
y=11, y=1.
8. 3x+2x2-8=x2+x+6,
3x+2x2-8-x2-x-6=0,
x2+2x-14=0.
?
На перемене на доске учащиеся записывают
свои решения 1,2,3,5,6 и 7 уравнений.
Отдельно на доске выписаны все домашние
уравнения. Учащимся розданы листы с этим списком.
-
В
домашней работе вам нужно было решить, если возможно, следующие уравнения. А
что значит решить уравнение? (Найти все
его корни или доказать, что корней нет).
-
Ребята
на доске показали свои решения. Давайте обведём на листах в кружочек те
уравнения, решения которых вы видите на доске. Если кто-то не справился
полностью с домашним заданием – уже увидел на доске идеи решений и сегодня дома
заполнит свои пробелы. Среди выделенных уравнений есть ли такие, название
которых вам уже давно известно? (Да, это
линейные уравнения)
-
Назовите
их номера. (2, 3, 5)
-
А
какой общий вид линейного уравнения? (ax+b=0)(формула записывается на
доске).
- Но я, ни в одном из решений не вижу
уравнения именно такого вида! Почему вы решили, что здесь есть именно линейные
уравнения? (Их можно свести к линейным)
-
Как? (Перенести слагаемое из левой части в
правую, разделить обе части уравнения на одно и тоже число, раскрыть скобки,
привести подобные слагаемые).
-
Давайте
тогда запишем на своих листах около домашних линейных уравнений их запись в
общем виде и выпишем значения коэффициентов a и b. (Работа
по листам)
- Что у вас получилось? (Учащиеся диктуют, на доске дублируется запись из листов).
-
А
известно ли вам, как называются уравнения 1, 6 и 7? (Нет).
-
А 4 и
8? (Нет).
3.
Объяснение нового материала:
- Когда дома вы пытались решить 8 уравнение,
то после выполненных упрощений какой получился вид у этого уравнения? (х2+2х-14=0. Запишите его в свои
листы. Запись дублируется на доске)
-
Что
можно выделить общего в уравнениях 4 и 8, которые вы не смогли пока решить? (1) есть х2, 2) есть х, 3) в
правой части 0, 4) есть число.)(На доске выделается цветом общее, на листах –
карандашом).
-
А чем
отличаются данные уравнения? (Числовыми
коэффициентами при х и числом).
-
Т.к.
эти числа разные, то математики договорились обозначать коэффициент при х2 через а, при х - через b, число - через с. Тогда оба уравнения
можно будет представить в каком виде? (ax2+bx+c=0) (Запишите
формулу в тетрадь, запись дублируется на доске).
-
А как
вы думаете, любыми ли числами могут быть а, b и с? (Нет,
а не может быть 0).
-
Почему?
(Уничтожается х2).
-
Итак,
определение квадратного уравнения. Это уравнение вида ax2+bx+c=0, где: 1) х - переменная, 2) a, b, c Î R, 3) а¹0. Запишите определение в тетради. (Запись в тетради и на доске)
- Посмотрим на наши цели. Какой из них мы уже
достигли? (Первой).
- Проверим. Что называется квадратным
уравнением? (Определение)
-
Коэффициенты
a, b и с носят специальные названия: а - первый
коэффициент, b -
второй коэффициент, с - свободный член.
-
А
только ли икс мы можем обозначать переменную? (Нет).
-
Запишите
в своих тетрадях общий вид квадратного уравнения, где переменная будет
обозначена другой буквой. (Ученик пишет
на доске)
-
Какое
выражение стоит в левой части уравнения? (Сумма).
-
Какое
преобразование можно делать с суммой, и при этом не изменится её значение? (Переставлять местами слагаемые).
-
Запишите
в своих тетрадях, как может выглядеть квадратное уравнение иначе, если поменять
местами слагаемые? (с+ax2+bx=0, и т.д.)(Ученик записывает
на доске свои варианты).
-
Вы
убедились, что квадратное уравнение можно записать по-разному, но в общем виде
оно выглядит только так: ax2+bx+c=0 и никак иначе. Почему? Просто так удобнее - ведь в алфавите
буквы располагаются a, b, c, d…
-
Во
втором блоке листа представлено несколько уравнений. Подчеркните из них те,
которые являются квадратными.
1)
3,7х2-5х+1=0, a=3,7 b=-5
c=1
2) 48х2-х3-9=0,
3) 1-12х=0,
4)
2,1х2+2х-2/3=0, a=2,1
b=2 c=2/3
5) +3х-45=0,
6)
7х2+13=0, a=7 b=0
c=13
7) х2-7х+=0,
8)
х2+2х=0 a=1 b=2
c=0
-
Какие
уравнения вы подчеркнули? (1, 4, 6, 8).
-
Почему
другие уравнения не будут квадратными? (Они
другого вида).
-
Обратимся
к нашим целям. Какой цели мы достигли теперь? (Второй – узнавать)
-
Для
каждого квадратного уравнения выпишите рядом значения коэффициентов а=, b=, с=.
- Что у вас получилось? Проверьте друг у
друга ответы и исправьте ошибки.
-
А
теперь придумайте и запишите в тетрадь каждый своё квадратное уравнение.
Постарайтесь для коэффициентов использовать любые допустимые значения.
-
Проверьте
друг у друга - а квадратные ли уравнения получились, если нет - исправьте
ошибку. (Кто-нибудь запишет своё
уравнение на доске).
-
Итак,
коэффициенты b и c в отличии от а могут быть и нулями. Что
произойдёт в этом случае с общим видом квадратного уравнения? (В этом случае в квадратном уравнении пропадает
одно или несколько слагаемых).
-
Тогда
как можно назвать получающиеся уравнения? (Неполными).
-
Запишем
в тетрадях: если 1) b=0 или 2) c=0 или 3) b=0 и c=0, то – неполное (Запись
дублируется на доске).
-
От
чего же зависит вид неполного квадратного уравнения? (От того, какой коэффициент - b или с - равен нулю).
-
Давайте
рассмотрим все возможные варианты. (1)
Если b=0,
то квадратное уравнение приобретает вид ax2+c=0, где с¹0,
2) если с=0, то ax2+bx=0, где b¹0, 3) если с=0 и b=0, то ax2=0).
-
Запишите
их себе в тетрадь.
-
Переверните
лист. В третьем блоке выберите из предложенных неполные квадратные уравнения и
запишите рядом с каждым из них номер, соответствующий виду неполного уравнения
и значения всех коэффициентов.
1) 3,7х2-5х+1=0,
2)
-х2=0 (3) a=-1, b=0, c=0
3) 2,1х2+2х-2/3=0,
4)
2х2-134=0 (1) a=2, b=0, c=-134
5) -х2-8х+1=0,
6) -10+3х+х2=0.
7)
-3х=0.
(2)
a=1/7, b=-3, c=0
- Какие у вас получились ответы? (Запись на доске) Проверьте и исправьте,
если вы допустили ошибки.
-
Какой
цели мы достигли теперь? (Третьей –
различать).
-
Перед
нами осталась последняя цель – научиться решать неполные квадратные уравнения.
Сегодня мы только начнём движение к этой цели – научимся решать неполные
квадратные уравнения первого вида. Вернитесь к блоку с домашними уравнениями,
есть ли среди них неполное квадратное первого вида? (Первое).
-
А вы
его уже решили? (Да)
-
Когда?
(В домашней работе)
-
Так
что вы скажите о последней цели? (Мы её
тоже достигли)
-
Оказывается,
вы уже раньше научились решать такие уравнения, только пока не знали, как они
называются. Теперь вы это знаете. Как они называются? (Неполные квадратные уравнения первого вида.)
-
Нам
осталось только записать алгоритм решения таких уравнений. Итак, пусть ax2+c=0,
где с¹0. С чего мы начинаем решение? (1) перенести свободный член в правую часть, ax2=
-с)
-
Что
дальше? ( 2) разделить обе части
уравнения на а¹0, x2= -)
-
Что
дальше? ( 3) если ->0, то два корня х1= и х2=-; если -<0, то корней нет,
-
Что
дальше? (Записать ответ).(Запись на доске
алгоритма и в тетрадях).
-
Значит,
сколько может быть корней в неполном квадратном уравнении первого вида? (Два или вообще нет корней).
-
На
ваших листах в четвёртом блоке записано несколько уравнений. Определите вид
этих уравнений. (Неполные квадратные
первого вида).
- Как вы будете их решать? (Проговаривается алгоритм решения, для
каждого этапа идёт одновременная запись решения всех уравнений на доске и на
листах).
1) 2x2-18=0, 2) 3- 12x2=0, 3) 25+ x2=0
2x2=18 - 12x2=-3 x2=-25, -25<0
x2=9, 9>0 12x2=3 корней нет.
х=-3, х=3 x2=1/4, ¼>0
х=1/2, х=-1/2
-
Теперь
прямо на листах около решённых уравнений решите самостоятельно неполное
квадратное уравнение, применяя данный алгоритм: I - 509(а), II - 509(д).
-
Проверьте
свои решения и исправьте, если допустили ошибки.
3. Закрепление изученного материала:
-
Найдите
на ваших листах пятый блок. Из предложенных уравнений выберите неполные
квадратные первого вида и решите их прямо на этих листах.
1)
6х2-24=0,
6х2=24,
х2=4,
х=±2.
2) 7k-14k2=0,
3) 12g2=0,
4) 5y2-4y=0,
5)
2h+h2=0,
6)
36+х2=0.
х2=-36,
корней нет.
4. Рефлексия:
-
Итак,
давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что вы сегодня выучили? (Определение квадратного уравнения).
-
Что
научились делать? (Узнавать квадратные
уравнения, отличать неполные квадратные от полных, решать неполные квадратные
уравнения первого вида).
- Как вы думаете, чему вы научитесь на
следующем уроке? (Решать неполные
квадратные уравнения второго и третьего вида).
5.
Домашнее задание:
-
Дома
вам предстоит закрепить сегодняшний материал и решить на выбор: №№505, 509(в),
507(а) или задание посложнее: №№505(в, е), 509(б, д), 507(г). Запишите задание в дневники, сдайте мне ваши
листы, я проверю самостоятельные задания и выставлю всем отметки. Урок окончен.