Брянский институт повышения квалификации работников образования

 

 

Методическая разработка

по теме:

«Использование компьютерных технологий на уроках математики»

 

 

Выполнил:

слушатель курсов,

учитель математики

МОУ «СОШ № 46» г. Брянска Филин П.В.

 

 

Брянск 2008


Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.

По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно; 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения.

Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определённую игровую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного мате­риала.

Изменение технологии получения знания на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ученика «целостного качества быть Личностью». Лозунг образования «Учить знаниям» также трансформируется через «Учить учиться» к актуальному для информационного общества «Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута» и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании», а может быть и ещё шире — выбору образа жизни, области саморазвития.

В зависимости от методического построения занятия компьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:

— репродуктивной («педагогика Упанишад»: следуй за мной, делай, как я);

— интерактивной («педагогика Сократа»: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);

— развивающей («педагогика саморазвития», «индивидуальная образовательная программа»: преподаватель определяет цель и средства познания, ученик сам избирает пути и способы, которые ведут к цели);

— парадигмы саморазвития — свободного путешествия в пространстве культуры.   Также широко варьируются и формы обучения.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограниченно. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

выполнения индивидуального задания в классе;

работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, лабораторная работа, контрольные работы);

самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику;

— свободного путешествия по пространству культуры.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Интерактивный характер взаимодействия с компьютером обеспечивается обучающим диалогом, множественным выбором решений, выходом на базы данных и т.д.

Помимо развития индивидуальных форм обучения появляются и новые многообещающие формы совместного компьютерного обучения. В перспективе создание компьютерных сетей позволит ученикам различными, школ, и даже регионов, работать совместно, не выходя из своего дома, класса.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта, обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается  от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, «погрузить ученика в конкретную историческую эпоху, поставить его в положение участника исторических событий, первооткрывателя земель) и т.д.

Гипертекст — организация информационно-поисковых массивов, при которой отдельные информационные элементы (документографические, фактографические, полнотекстовые, графические и др.) связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотри взаимосвязанных указанными отношениями данных. Гипертекст позволяет информации стать составной частью глобального открытого полилога (широкий обмен мыслями, значениями, в который вступает автор любого гипертекста, возможность создания книги «тысячи и одного автора»), интертекстом (взаимодействие между гипертекстами, потенциальная сверхъёмкость гипертекста). Главная характеристика гипертекста— не протяжённость, а нелинейность, связность, структурированность, насыщенность разнородными связями и, кроме того, содержательная полнота, что позволяет связывать в гигантском социальном супертексте все проявления культуры.  Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно (разную роль в жизни человека, то использование их в обучении, в том числе при разъяснении многих теоретических понятий, оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика помогает детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

Компьютер в наглядной форме представляет различного рода зависимости, числовые соотношения, вводит ребят в мир математических абстракций за счёт привязки их к наглядным образам, поэтому они прочнее запечатлеваются в сознании ребёнка. Компьютерное моделирование (экспериментирование) весьма эффективно с точки зрения понимания природных взаимосвязей и формирования естественнонаучной картины мира. Компьютерная программа может задавать параметры какой-либо экологической системы, а ученик, используя (моделируя) различные воздействия на «окружающую среду, будет наблюдать сложную динамику системы, в том числе последствия своего вмешательства в её жизнь.

Современные программные средства обучения являются мультимедийными. Мультимедиа — область компьютерной технологии, позволяющая объединить в одном техническом устройстве (компьютере) некоторые возможности других технических устройств (например, магнитофона, видеоплеера и т.д.), что позволяет работать с программами, оснащёнными анимацией, стереозвуком, видеоизображением и массой других видео- и аудиоэффектов.

Мультимедиа обеспечивают переход от жёстко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» — на экране компьютера. Мгновенная готовность мультимедиатекста к трансформации буквально подталкивает читателя-зрителя к диалогу с ним, в результате чего обеспечивается восприятие информации сразу несколькими органами чувств в сочетании с быстрым доступом и ин­терактивными возможностями работы с ней. Это даёт большие возможности для развития особого, «визуального мышления» (Р. Арнхейм), играющего самостоятельную роль в развитии и жизнедеятельности человека.

Внедрение в технологии компьютерного обучения аудиовизуальных (мультимедийных) образов позволяет надеяться на использование всех важнейших способностей восприятия человека для развития детей.

Возможности компьютера могут выбыть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

- полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством,

- электронным учебным пособием по предмету (СВ-КОМ, ВУО). Компьютер позволяет внести принципиальные изменения в содержание обучения, качественно иначе строя учебные предметы. Примеры: изменения в построении учебного предмета в компъютерных программах по геометрии, языкам, предметам художественного цикла - рисованию, музыке и предметам профессионального профиля;

- частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета) состоит в использовании учителем своего сценария изучения учебного материала с применением фрагментов программного обеспечения по предмету. При этом учитель, оставаясь центральной фигурой учебного процесса, отбирает учебные задачи, контролирует ход их решения и определяет характер и меру помощи;

- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала
аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев, контролирующих и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта.

Появление мультимедиа технологий вывело взаимодействие компьютера и человека на новый уровень. Сегодня ученик на своём рабочем месте может просмотреть видеосюжет документальной или художественной кинохроники, прослушать голоса природы, наблюдать социальные и физические явления в высококачественной анимации, пройти аудиотренинг по иностранному языку, стать участником общественного мероприятия.

- использование тренинговых программ для закрепления материала. Тенденции развития компьютерной техники обещают почти фантастические возможности имитации действительности. Человек в этой имитации, называемой виртуальной реальностью, становится как бы частью среды, субъектом действия. В таких имитациях компьютер обращается к эмоциональной сфере личности. Это может оказать стимулирующем; воздействие на творческую активность ребёнка, поскольку обращение к эмоциям способно создать психологический климат, благоприятный для формирования новых подходов и более эффективного решения познавательных задач. Компьютер включает творческое воображение человека;

- использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем; компьютер позволяет качественно улучшить контроль за деятельностью учащихся, вести мониторинговый режим, создаёт возможность сохранения хода и результатов решения различных задач обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учениками с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе. Компьютер позволил разработать новые типы учебных задач, в частности, задачи исследовательского характера, задачи, направленные на рефлексию учащимися своей деятельности, на её саморегуляцию;                                           

- использование компьютера для вычислений, построения графиков;

- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы (программа «Матлаб» и др.);

- использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.

Деятельность учителя, организующего учебный процесс, т.е. целенаправленную и сложную по структуре работу ученика при получении, закреплении или контроле знаний, содержательно соответствует деятельности разработчика автоматизированных информационных обучающих программ. Учитель должен не только понимать, какие знания и в каком виде передаются ученику, как можно проверить полноту знаний, какую роль должны и могут сыграть компьютерные средства, но и продумать и организовать сам процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции  компыотерных средств и действия ученика, виды представления и способы подачи учебного материала с помощью компьютерных средств. В этом случае и идёт речь о разработке учебного процесса, понимаемого как определённая технология.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит — видеть причины и следствия, понимать их смысл. Интерес создаётся также разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет). Этому способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать последовательность предъявления учебных задач по трудности, поощрение правильных решений.

Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе -  неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.

Наконец, ещё одним источником мотивации являются игровые возможности компьютера.

Программное обеспечение компьютера вообще создаёт общий игровой фон общения человека с машиной. Эта особенность не ограничивается сугубо игровыми моделями компьютера. Предлагая интерфейс с иронически-шутливой окраской, компьютер привносит положительную эмоциональность в мыслительный и творческий процесс.

Особое достоинство компьютера, неоценимое в процессе обучения, — его «выдержка» и «спокойствие», «дружественность» по отношению к пользователю.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют РИОР (мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет), сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную технологию.

Существуют два принципиально различных пути преодоления этого противоречия:

1) радикальное изменение содержания и методов образования, отказ от урока в пользу самообразования, организации свободного культурно-образовательного путешествия в информационном пространстве;

2) приспособление новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока.

Первый сегодня возможен только во внеклассной, внеурочной деятельности учащихся, второй, получающий всё большее и большее распространение, осуществляется в виде компьютерного урока.

Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.

В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребёнка по усвоению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл деятельности: «целеполагание — планирование и организация — выполнение (решение) учебной задачи — анализ и оценка результата». Этим определяются следующие дидактические части урока:

В - вступление, организационная часть;

А - актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН);

Ин — изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД);

З — закрепление материала — повторение и применение;

Кон — контроль усвоения;

Кор — коррекция;

Об — обобщение;

Дз — домашнее задание.

Тогда дидактическую структуру традиционного комбинированного урока можно представить следующей формулой:

Урок =В+А+Ин + З+ Кон + Кор + Об + Дз

Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип.

Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае урока, по существу, нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не используется совсем — это обыкновенный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется компьютерным уроком.

В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях урока формула компьютерного урока может выглядеть так:

У(%) = В(%) +А(%) +Ин(%) + З(%) +Кон(%) +Кор(%) + 0б(%) +Дз(%)

скобках указан % времени использования компьютера в данной части и в уроке в целом).

Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично).

Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса.

Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

    Формирование личности человека «информационного общества».

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Создание мотивации к учебному материалу.

 Фасилитация понимания учебного материала урока.

Предоставление ученику возможности выбирать формы и методы работы.

Предоставление ученику возможности использовать дополнительный материал.

При наличии новых «компьютерных» средств обучения меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнёром. Диалоговый характер обучения: компьютерное обучение — это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка.

Многообразие взаимодействия: взаимодействие ребёнка с компьютером по всем типам: субъект — объект, субъект — субъект, объект — субъект.

Возможность идти не с предметом к детям, а с детьми к предмету.   
Компьютер — это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

Оптимальность в применении компьютера: нельзя недооценивать возможности компьютера как средства наглядности, самостоятельной работы учащихся, нельзя не учитывать и негативные стороны компьютера.

Неограниченность: возможности расширения и углубления содержания и его приложений не ограничены.

Принцип природосообразности: учёт закономерностей восприятия, усвоения аудио-, видеоматериала, влияния на здоровье детей, психологический комфорт ребёнка. Оптимальное сочетание принципов природосообразности, целесообразности, культуросообразности.

 

Разнообразие компьютерных уроков. Вариант (вид) компьютерного урока зависит от:

— общей дидактической структуры урока;

варианта использования средств ИКТ;

объёма делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерного урока);

вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).

Сам же урок как дидактическая единица, какой-либо системообразующей педагогической технологии выполняет свою функцию, вплетён в систему этой технологии. Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающей, фасилитирующей, повышающей эффективность усвоения учебного материала.

Изучение (объяснение) нового материала. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Методическое разнообразие: дедукция, индукция, ТПФУД, концентрированное программированное обучение (линейное, разветвлённое), богатство сопровождения.

Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что является интерактивным (диалог, лекция-беседа, тренинг, тест, проблематизация, гипертекст, гипермедиа). Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет».

Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — трудность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребёнка). Использование компьютера позволяет либо использовать индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту; закрепляется материал также по своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей занимается учитель (затем может происходить смена групп). Часть учащихся может работать по индивидуальным образовательным программам. Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов провести соответствующую коррекцию.

Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все ученики включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (поиск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа, вывод формулы, построение доказательства, свободное путешествие.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения — программы-тренажёры.                                                                                      .

Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

— осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

— повышается объективность оценки;

    — ученик видит детальную картину собственных недоработок;
    - оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

— на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль.

Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного ученика за определённый промежуток времени.

Домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый ученик может получать видеоклип, из которого он должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом в соответствии с пройденным на компьютерном уроке материалом. Это документальный компьютерный клип, фильм, чьим автором выступает сам ученик. Все эти отмеченные качества определяют многомерную структуру особенностей компьютерного урока.

Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам. При этом учитывается:

— содержание изучаемого материала;
— основная используемая системррбразующая педагогическая технология;

— наличие в школе компьютерных средств, программных и аудио-видеосредств;

— психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребёнка;

         необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др.;
— классические требования к уроку (логическая завершённость, разнообразие методов и т.д.).

Для плана конкретного компьютерного урока:

Составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.

Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.

Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.

Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.   Составляется временная развёртка (поминутный план) урока.

При недостатке компьютерного иллюстративного или программного материала проводится поиск в библиотеке или в Интернете или составляется авторская программа.

Из найденных материалов (файлов) собирается презентационная программа. Для этого пишется её сценарий. При презентации на экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи — всё это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране.

Планируя достижение определённых целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера даёт возможности усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.

Обучающие программы комплектуются отдельно.

Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств (ТОО) на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТОО используются; очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создаёт у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним. Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся. Для физико-математических предметов определённая экспериментально оптимальная частота использования ТСО равна 1: 8 (для учащихся 15-18 лет).

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование  ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: ребята устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трёх до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у школьников периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование средств и методов обучения позволит этого избежать. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам ещё и электромагнитное излучение.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам», составляет: для учащихся начальной школы — 10-15 мин, средней ступени — 20-25 мин, старшей ступени — 30 мин. Общее суммарное время работы в день соответственно 50,120 и 200 мин. 


Для эффективной подготовки к единому государственному экзамену целесообразно использовать компьютерное тестирование. Мною предложена программа, написанная на языке программирования Visual Basic, который изучается в нашей школе, т.е. подобные программы могут быть написаны самими учащимися. При этом старшие классы могут создавать тесты для младших. На этапах разработки и тестирования подобных программных продуктов старшеклассники сами повторяют пройденный материал и внимательнее изучают правила заполнения бланков ответов части А на ЕГЭ. Простым изменением содержания заданий, тест можно применять в любых параллелях, изучающих математику.

Интерфейс программы приближен к технологии заполнения бланков ответов.

 

В левой части предложены задания (в данном случае из семь), в правой - варианты ответов. Внизу расположена панель для выбора правильного ответа.

Чтобы получить результат, необходимо нажать кнопку. При этом помимо отметки напротив каждого задания появляется сообщение о том, верно ли оно выполнено.

 

В случае ошибки, кроме сообщения «неправильно» напротив задания, красным цветом выделяется столбик на панели выбора ответов, который не меняется до закрытия программы, что исключает возможность подбора ответа. Неправильным считается ответ, если выбрано более одного варианта ответов или не выбран ни один.

 

Данная программа может быть доработана до нескольких вариантов заданий, с выбором одного из них, что позволяет использовать для тестирования целой группы учеников, исключая совпадающие задания.

Аналогично может быть разработана программа для отработки навыков заполнения бланка ответов для части В.

 

 

Hosted by uCoz