«Отношения»
Цели урока:
1) Обучающая:
-
учащиеся узнают применение отношений в других науках и в практической
жизни,
-
умеют применять знания при решении текстовых задач,
-
проверяют степень усвоения материала,
-
умеют выполнять компьютерное тестирование,
-
умеют работать самостоятельно,
-
умеют анализировать полученные результаты и делать выводы,
-
знакомятся с равенством двух отношений,
2) Развивающая:
-
развивается математическая речь,
-
приобретаются навыки работы с компьютером.
3) Воспитывающая:
-
учащимся прививается интерес к предмету,
-
узнают о коэффициенте трудового участия.
1. Целеполагание и мотивация.
- Здравствуйте, садитесь. Откройте свои
тетради и запишите число, «классная работа» и тему урока – «Отношения». Сегодня
у нас заключительный урок по этой теме. Вы многое знаете про отношения, так как
хорошо поработали на предыдущих уроках. Но знаете ли вы, что отношения часто
применяются в других науках, не только в математике и даже в практической
обычной жизни? Так что вам предстоит сделать сегодня? (Узнать это)).(На доске запись «применение»).
- Кроме того вы видите, что учебник
математики не заканчивается темой «отношения», он продолжается дальше и его
содержание построено в логической последовательности, когда из одной темы
следует другая. Чтобы этот переход был для нас плавным и понятным, что нам
нужно сделать уже на сегодняшнем уроке? (Подготовиться
к изучению следующей темы). (На доске запись «подготовиться»).
2. Актуализация знаний и умений.
- На доске записана дробь 5/8.
- Что показывает эта дробь? (Во сколько раз первое число больше второго)
- Как можно ответить на мой вопрос иначе? (Какую часть первое число составляет от
второго)
- Как можно ответить ещё? (Во сколько раз второе число меньше первого)
- А как ещё можно назвать эту запись? (Отношение)
- Что же называют отношением двух чисел? (Их частное).
-
Я это отношение записал не случайно. Это очень необычное отношение. У него
даже есть собственное имя. Кто знает это имя? Это отношение выражает собой
«золотое сечение». Красивейшее произведение древнегреческой архитектуры - храм
Парфенон (V в.
до н. э.) в Афинах имеет отношение
высоты здания к его длине равное 5/8. Вы видите, что отношения используются в
архитектуре. Многие художники использовали «золотое сечение» при создании своих
полотен.
- Я записываю ещё одно отношение 8/5. Что вы
можете сказать о полученной паре отношений? (Это
взаимно обратные отношения).
- Почему? (Их произведение равно 1).
- Я дописываю к 5м и к 8м. Можно ли найти
значение такого отношения? (Можно)
- Почему?
(Одинаковые единицы измерения)
- Я знаю, что вы большие выдумщики.
Придумайте простенькую задачу, которую можно решить с помощью этого отношения.
А кто придумал другую? А кто другую?
- А теперь я припишу к 5м, а к 8см. Можно ли
найти такое отношение? (Можно).
- Как? (Перевести
единицы измерения к одной и той же)
- А теперь я припишу к
- Почему? (Часы и литры нельзя перевести в одну единицу измерения).
- Как узнать, сколько процентов 8 составляет
от 5? (8 разделить на 5 и ответ перевести
в проценты).
- Посчитайте сколько процентов выражает это
отношение. (160%)
- Я записываю ещё одно отношение 10/16.
Сравните его с двумя первыми. (Оно равно
5/8).
- Почему? (Можно сократить на 2, получится 5/8)
- Что вы использовали при сокращении? (Основное свойство дроби).
- Итак, я ставлю между ними знак равенства,
а как называются такие равенства и какими интересными свойствами они обладают,
вы узнаете уже на следующем уроке.
- Дома вы должны были провести научный
эксперимент: измерить ниточкой ободок любимой чашки и найти отношение полученной
длины к диаметру чашки. Какие получились результаты эксперимента? Вы видите,
что кружки у всех разные, а результаты очень похожи. Это отношение настолько
часто используется в науке, что его обозначили специальной буквой из греческого
алфавита – «пи». Знание этого числа вам пригодится на уроках алгебры и
геометрии.
- Зная расстояние и время, как вы находите
скорость? (Делим).
- Значит тем самым, что вы находите? (Отношение). В следующем году вы начнёте
изучать физику, и там тоже используются отношения.
- Отлично. Итак, где применяются отношения? (В архитектуре, живописи, физике,
математике).
- На каких уроках пригодятся вам отношения? (На физике, геометрии, алгебре)
-
К какому уроку мы
немного подготовились? (К следующему)
- На доске закодировано слово. Чтобы
расшифровать его, надо правильно решить пять устных примеров. По полученному
вами ответу вы выбираете первую букву и т.д.
1)
найти
отношение 16 к 8 (2), У
2) округлить до сотых 2,345 (2,35), Д
3) найти отношение, обратное 7/12 (12/7), А
4) какую часть составляет 3 от 15 (1/5), Ч
5)
сколько
процентов составляет 12 от 6 (200) И.
М |
Е |
Г |
А |
Ч |
У |
Д |
И |
К |
-7/12 |
2,34 |
½ |
12/7 |
1/5 |
2 |
2,35 |
200 |
5 |
3. Тестирование 1 группы и решение задачи с
2 группой.
- А удача вам пригодится сегодня при
проверке ваших знаний и умений. Однако помните – удача не любит ленивых! Итак,
первая группа включает мониторы и погружается в сдачу маленького, но очень интересного
экзамена по математике. Если кто-то выполнит тест на «отлично» раньше
отведенного программой времени, то тогда он может решить в своей тетради задачу
из карточки, которая лежит около каждого компьютера. Не забывайте
контролировать оставшееся время.
- А второй группе предстоит решить задачу.
Найдите в учебнике № 720(а).
- Прочитайте самостоятельно условие.
- Коэффициент трудового участия определяет,
кто из группы работал лучше. Как вы думаете, который из рабочих работал лучше? (Первый).
- О ком идёт речь в задаче? (О рабочих).
- Что говорится о них? (Что они распределяли заработок)
- В чём представлен в задаче заработок? (В процентах)
- Давайте сделаем краткую запись условия
задачи в виде схемы:
1 – 40%
2 – 35%
3 – 25%
- Какой вопрос задачи? (Сколько % составляли заработок первого от заработка двух других).
- Что нужно знать, чтобы ответить на этот
вопрос? (Какой заработок получил первый и
какой - второй с третьим вместе)
- Узнав это, как вы решите задачу? (Разделим заработок первого на заработок
второго и третьего)
-
Как можно ответить
иначе? (Найдём отношение заработка
первого к заработку второго и третьего)
- Хорошо. Что нужно знать, чтобы посчитать
общий заработок второго и третьего? (Сколько
получил каждый из них)
- А это вы знаете? (Да).
- Откуда? (Из условия задачи).
- Что сказано в условии сделать с ответом? (Округлить до десятых).
- Итак, оформляем решение задачи. Как вы
будете это делать? (По действиям).
- Записываем решения в тетрадях. (Один ученик на доске).
1)
35+25=60%
- 1 и 2 вместе,
2)
40:60=0,666…
»0,7=70% - составил заработок первого от общего заработка
второго и третьего.
- Ко по условию получил денег меньше –
первый или второй и третий вместе? (Первый)
- А в
результате решения, сколько процентов составил его заработок от общего
заработка двух других? (70%)
- Противоречит ли результат вашего решения
условию? (Нет).
- Чем заканчивается решение задачи? (Записью ответа).
- Какой ответ вы получили – точный или
приближённый? (Приближённый).
- А можно ли было получить точный ответ?
Как? (Записать ответ отношением 2/3 и
перевести в проценты 200/3%=66%).
- Во время решения у вас, как и у рабочих из
задачи, был разный коэффициент трудового участия. Проставьте около ответа,
каким был на ваш взгляд ваш КТУ.
(Если останется время можно предложить
самостоятельно решить 720(б))
-
Вы увидели, что
отношение применяется, когда ещё? (При
определении КТУ)
4. Тестирование 2 группы и решение задачи с
1 группой.
- Итак, первая группа успешно сдала свой
экзамен по математике, запишите в тетрадочки карандашом полученную отметку и
количество попыток. Теперь к сдаче экзамена приступает вторая группа, а первая
будет решать задачу № 721(б).
- Прочитайте самостоятельно условие задачи.
- О ком идёт речь в задаче? (О брате и сестре).
- Что говорится о них? (Что они распределяли между собой деньги)
-
У нас сегодня
денежные задачи. Мировой финансовый кризис показал, что с деньгами надо
обращаться аккуратно. А для этого нужны знания.
- Вернёмся к задаче. Как они распределили
деньги? (Сестра получила в три раза
больше, чем брат).
- Это справедливо? (……)
- Мы не знаем всей ситуации, может они
выполняли вместе какую-то работу и сестра работала в три раза лучше. Поэтому в
данном случае трудно оценить справедливость дележа.
- Давайте сделаем пояснительный рисунок к
задаче. Пусть одна клеточка – это деньги брата. Тогда как вы обозначите деньги
сестры? (Тремя клеточками).
- брат, 1/4
1+3=4
- сестра 3/4
- А всю сумму? (Четырьмя клеточками).
- Зная это, как записать какую часть денег
получил брат? (1/4)
- А сестра? (3/4)
- Какой вопрос задачи? (Сколько % всех денег получила сестра и сколько брат).
- Как на него ответить? (1/4 и ¾ перевести в проценты).
- Как будете записывать решение? (По действиям).
1) 1+3=4(частей)
– все деньги,
2) ¼=0,25=25%
- деньги брата,
3) ¾=0,75=75%
- деньги сестры.
- По условию задачи кто получил денег
больше? (Сестра).
- А по вашему решению? (Сестра).
- Противоречит ли ваше решение условию? (Нет).
- Чем завершается решение? (Записью ответа).
- Можно ли было решить задачу иначе? (Составлением уравнения, х – часть брата, 3х
– часть сестры, 1 – вся сумма, х+3х=1).
- Я добавляю к этой задаче ещё один вопрос:
сколько процентов составили деньги брата от денег сестры? Решите
самостоятельно.
- Вторая группа тоже справилась с прохождением
теста, запишите свои отметки и количество попыток в тетрадочки.
- Выключите мониторы.
5. Рефлексия.
- Итак, какую работу вы проделали сегодня? («Применение», «подготовились», «прошли
тест»)
- Если вы хорошо чувствовали себя на уроке,
то нарисуйте в тетрадочках весёлый смайлик, если не очень – то грустный, если
вам было не по себе – то ничего не рисуйте.
6. Домашнее задание.
- Запишите в дневниках задание на дом:
1) № 722 (а, б), 718.
2) № 722 (в, г), 723.
3) А если кто-то хочет дополнительную отметку,
то я предлагаю проделать исследовательскую работу – найти интересный материал о
«золотом сечении» и числе «пи».
- Сдайте мне ваши тетрадочки, я проверю, как
вы выполняли задания теста, и выставлю отметки.
Урок окончен.